Что такое UX копирайтинг?

Почему Dropbox и Facebook, Apple и Google, Amazon и Booking.com нанимают UX копирайтеров? Что делает UX копирайтер? Как работает UX копирайтинг и нужен ли он не технологическим компаниям?
Давайте попробуем разобраться.

UX копирайтинг или UX райтинг (UX Writing) – это написание текстов и микро-текстов интерфейса, которые отвечают за удобство взаимодействия пользователя с сайтом — заголовки страниц, названия разделов и пунктов меню, подписи кнопок, инструкции, контекстные подсказки к полям ввода данных, уведомления об ошибках, призывы к действиям. К отдельным задачам UX копирайтера часто относят написание политик конфиденциальности, прочих юридических текстов и уведомлений.

Что делает UX копирайтер

Миссия UX копирайтера — с помощью текста сделать интерфейс сайта интуитивно понятным пользователю. UX тексты должны быть максимально полезными и лаконичными. Здесь не важен литературный слог — UX копирайтер концентрируется на том, чтобы помочь пользователю.

Это совсем не означает, что UX тексты могут быть безграмотными. Напротив — орфографические и пунктуационные ошибки даже в микро-текстах бесповоротно подорвут доверие вашего пользователя. Недаром говорят, что у вас есть только один шанс произвести первое впечатление.

Это также не означает, что UX тексты должны быть сухими и бездушными — интерфейс может и должен быть дружественным пользователю. Взаимодействие пользователя с сайтом должно быть приятным диалогом.

Как работает UX копирайтинг

Вот такими мы часто видим предупреждения о не заполнении обязательных полей:

А вот так на них реагирует Skype:

Чувствуете разницу?

А вот работа UX копирайтера в Privatbank:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конечно, никто не говорит о том, что все должны срочно броситься «лепить» котов на свои сайты. Но вы же улыбнулись? Ненавязчивый юмор в определенной ситуации поможет снять напряжение, когда что-то пошло не так. И в любом случае это приятнее видеть, чем пресловутый «404 Error: Not Found».

Когда нужно привлекать UX копирайтера

В большинстве случаев, копирайтеров привлекают в проект на «дополнить дизайн» и «заполнить пробелы». И в этом главная ошибка. Где-то прочитал, что дизайн он как шутка — если его надо объяснять, то он плохой. И тексты тут не помогут.

Убежден, что UX копирайтер должен быть в проекте со старта. Дизайнер не должен заливать вайрфреймы каким-то «Lorem Ipsum» или «Здесь будет текст», а копирайтер не должен писать тексты, не видя окончательного макета. Даже блестяще отредактированный текст может потерять весь свой посыл, окажись он не в том месте.

Текст — это часть дизайна. Каждое слово имеет свое значение. Вовремя вовлеченный в проект копирайтер видит всю картину и всегда может дополнить ее, улучшив UX в целом.

В Google копирайтеры работают в команде с дизайнерами и исследователями. Они вместе прорабатывают структуру, участвуют в тестировании. UX тексты являются частью контентной стратегии.

Вот как представлен UX копирайтинг в UX-системе Google:

 

UX копирайтинг — это голос бренда

Мы говорили о том, что взаимодействие пользователя с сайтом — это диалог. Так вот интерфейс должен иметь свой собственный голос. И это голос вашего бренда или brand voice. Задача UX копирайтера — создать этот голос, обеспечить его тон, единообразие и стиль, разработать рекомендации для остальных и придерживаться так называемого tone of voice. В Apple и во многих крупных технологических компаниях UX копирайтеры разрабатывают целые руководства по написанию текстов.

Помните — «Incredible», «Phenomenal», «Fantastic», «Magic» и конечно же «One More Thing»…?

UX копирайтинг в непродуктовом дизайне

Многие отрасли переполнены специфическими терминами, в том числе и не технологические. Например, юриспруденция. Юристы неисправимы в своем профессиональном жаргоне — говорю как юрист. Наша манера изъясняться при помощи всевозможных штампов и клише, принятых в индустрии, может любого завести в тупик. Так же и с нашими сайтами.

Как в продуктовом дизайне копирайтер «убирает» малопонятные технические термины, так и в дизайне юридических сайтов надо по максимуму избавляться от сложностей в пользу клиента:

До После
Наши практики Наши услуги
Наши адвокаты и юристы предоставляют профессиональные юридические услуги по правовому сопровождению судебных процессов в судах общей юрисдикции, хозяйственных и административных судах. Представляем интересы в судах
Осуществляем подготовку и юридическую экспертизу проектов договоров и соглашений, дополнительных соглашений, протоколов разногласий, правой анализ проектов договоров, предоставленных вашими контрагентами, участвуем в переговорах по урегулированию преддоговорных  споров Берем на себя ведение вашей договорной работы

В качестве заключения

Любые мелочи в процессе общения пользователя с сайтом крайне важны. Ему нужны внимание и уважение.

Ведь совсем не сложно вместо этого:

написать вот это:

И вероятность того, что пользователь с раздражением покинет наш сайт, уменьшится.

Вобщем, давайте будем стремиться делать incredible design наших сайтов и выбирать правильный tone of voice, потому что UX копирайтинг — это все-таки забота, а не «Lorem Ipsum»!

На связи!